В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ В АРМЕНИИ СНИЗЯТСЯ НА 10-50% — ИНТЕРВЬЮ

В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ В АРМЕНИИ СНИЗЯТСЯ НА 10-50% — ИНТЕРВЬЮ

Уже длительное время, как объектом недовольства армянского общества является дороговизна авиаперелетов в Армении. Порой, тарифы превышали цены на авиабилеты в Грузии до 50%. Многие, в том числе авиационные власти страны, это обуславливали наличием национального авиаперевозчика «Армавиа», у которой были монопольные позиции на рынке гражданской авиации по некоторым направлениям. Спустя полгода после заявления «Армавиа» о своем банкротстве, правительство приняло решение о полном переходе к режиму «свободного неба». Концепцию режима свободного неба разработал Фонд национальный конкурентоспособности Армении. Либерализация неба с одной стороны приведет к снижению стоимости авиабилетов, повысит привлекательность рынка, но с другой стороны, как утверждают эксперты, новые правила создают также определенные риски безопасности .

«В условиях нерешенности нагорно-карабахского конфликта и существования компактных армянских общин в странах Ближнего Востока, где в любой момент, подобно Сирии, могут начаться внутренние эксцессы, Армения просто обязана иметь национального авиаперевозчика», — утверждают некоторые эксперты. Другая часть экспертного сообщества, наоборот, настаивала на переходе к режиму «свободного неба», что исключает наличие национального авиаперевозчика на рынке. О том, какие риски создает либерализация армянского неба для национальной безопасности, как она повлияет на экономику страны в интервью ИА REGNUM рассказал директор Фонда национальной конкурентоспособности Армении Арман Хачатрян .

ИА REGNUM: Г-н Хачатрян, скажите, пожалуйста, когда начались работы над концепцией перехода к режиму «свободного неба» в Армении? Работы начались до или после процесса банкротства «Арманиа» ?

На самом деле уже несколько лет, как тема обсуждается на разных уровнях с целью определения какой должна выглядеть целостная концепция развития сферы гражданской авиации для такого небольшого государства, как Армения. Помимо этого у Армении есть своя специфика — блокада страны (со стороны Турции и Азербайджана — ред.), что всегда выводило на первый план проблему эффективности и конкурентоспособности авиаперевозок. С другой стороны, как для соседних, так и для развитых государств мира авиационная политика — важный инструмент экономического развития. Она решает не только вопрос перевозки людей, а также стала важной системой со своими мультипликативными эффектами на иные сферы экономики. При разработке концепции была поставлена задача с одной стороны решить вопрос концептуального повышения уровня конкурентоспособности сферы в Армении, с другой стороны — содействовать экономическому развитию. Конечно, банкротством «Армавиа» резко увеличилась степень восприятия важности решения проблемы, поскольку риски стали измеряемы и вышли на поверхность. Они и стали основным стимулом для разработки концепции перехода страны к режиму «свободного неба». С другой стороны есть частный сектор, в частности, в лице члена Совета попечителей Фонда национальной конкурентоспособности Рубена Вартаняна (известный российский бизнесмен армянского происхождения — ред.), который предложил руководству нашей страны поддержку частного сектора в деле разработки программы.

ИА REGNUM: Многих в Армении волнует вопрос дороговизны авиабилетов. По сравнению с соседней Грузией авиабилеты в Армении по некоторым направлениям стоят дороже даже на 40-50%. В чем причина ?

Это очень важный вопрос. Сразу хочу отметить, что политика «свободного неба» направлена как на снижение цен на авиабилеты, так и экономическое развитие страны. Суть ее заключается в том, что действующие до сих пор всевозможные ограничения максимально сокращаются. Они в целом касались направлений полетов, авиаперевозчиков, частоты авиаперелетов в Армению и из нее, расписаниям и паритетам. Армения уже открыта для авиационного бизнеса, она либерализировала рынок как для всех заинтересованных и качественных авиаперевозчиков внутри страны, так и за ее пределами. Рынок полностью либерализирован. В результате решается сразу несколько вопросов. Первое, цены на авиабилеты снизятся как минимум на 10%, а по некоторым направлениям ожидается до 50%. Существенное снижение цен на авиабилеты произойдет в частности по тем направлениям, где будет наиболее высокая конкуренция. Высокая конкуренция ожидается на таких рынках, как Россия, Европа и Средний Восток. Очевидно также то, что будут задействованы новые направления. С точки зрения экономики переход к режиму «свободного неба» будет содействовать развитию экономики страны на уровне 1-1,5% от ВВП в год. Ожидается создание около 20 тыс. рабочих мест в частности в сфере туризма. Рост в области туризма составит 20-25%, ровно столько же вырастит пассажиропоток. Будут открыты новые направления авиаперелетов, что проведет к расширению географии связи Армении с внешним миром. Действующие до сих пор паритеты сняты, все имеют возможность предоставить свои услуги на армянском рынке. Мы сконцентрировали внимание на стоимости авиабилетов, однако есть наиболее важная задача — расширение географии авиаперелетов и удобство обслуживания с точки зрения графика авиарейсов. Мы все знанием, насколько сложен и не удобен график авиарейсов особенно из Армении в Европу. Таким образом, в положительном плане меняется удобство авиарейсов, как для нас, так и желающих приехать в Армению туристов.

Читайте также  Дорогое небо. Авиабилеты дорожают из-за роста цен на керосин

При сравнении гражданской авиации Армении с той же сферой Грузии, мы увидим следующую картину. Грузия полностью либерализировала сферу авиаперевозок, а в прошлом году заключила соглашение с ЕС по присоединению к общему европейскому пространству. Это значит, что со многими странами ЕС Грузия сотрудничает в рамках политики «свободного неба». Это уже реальность для соседней Грузии. Более того, она полностью либерализировала внутренний рынок. То есть зарубежные авиаперевозчики могут осуществлять рейсы внутри Грузии (Тбилиси-Батуми-Тбилиси — ред.). В тоже время в Грузии сформирована свободная и прозрачная регуляционная среда, что очень важное обстоятельство. Одно дело создать среду, а другое обеспечить равные и справедливые условия конкуренции. Государство сократило свои функции до фиксации правил игры и осуществления контроля за их соблюдением. Оно необоснованно не вмешивается в сферу принятия бизнес решений — сколько рейсов должна осуществить так или иная авиакомпания, что было в Армении. В нашем случае государственный орган (Управление гражданской авиацией — ред.) нес ответственность от разработки политики сферы до осуществления технического контроля. Результаты сложившейся тогда ситуации сразу бросались в глаза тем, что по сравнению с Арменией авиабилеты в Грузии стоили намного дешевле. Это негативно влияло особенно на сферу туризма в Армении. Многие туристические группы покупали авиабилеты в Тбилиси и лишь оттуда на автобусе приезжали в Армению, несколько дней оставались тут и вновь возвращались назад. Это привело к сокращению срока пребывания туристов в Армении. Они начали тратить в Армении меньше. Страна теряла доходы от туризма. С другой стороны начала снижаться загруженность работы сверхсовременного ереванского аэропорта. Население Армении начало часто пользоваться услугами аэропорта Тбилиси из-за дороговизны полетов на родине. Таким образом, ситуация требовала вмешательства государства с целью решения существующих проблем, но с четкой программой развития сферы в будущем.

ИА REGNUM: Когда на деле ощутим снижение стоимости авиабилетов ?

Надеюсь, это произойдет очень скоро. Здесь есть техническая проблема: авиакомпании при выходе на новые рынки проводят технические циклы планирования, что занимает от трех до шести месяцев. Именно столько времени требуется для решения вопросов логистики и других технических задач, чтобы авиакомпания открыла новое направление полетов. Рад сообщить, что после заявления о либерализации неба Армении, многие крупнейшие европейские авиакомпании проявили интерес к нашему рынку и в настоящее время ведут переговоры с армянской стороной (названия авиакомпаний не сообщает — ред.). Проявили интерес к нашему рынку как крупные сетевые, так и бюджетные авиакомпании. Это возможность увеличить загруженность также аэропорта в Гюмри (второй по величине горд в Армении — ред.), а также диверсифицировать источники обслуживания авиаперелетов.

ИА REGNUM: Вы сказали, что армянским рынком заинтересовались и бюджетные авиакомпании. Значит ли это, что в скором времени на рынке Армении мы увидим такую компанию, как EasyJet ?

Я воздержусь перечислить названия автокомпаний, поскольку мы находимся на этапе переговоров. Только сообщу, что речь также идет об авиакомпаниях указанного вами класса.

ИА REGNUM: В Армении помимо аэропорта «Звартноц» действует также аэропорт в Гюмри, который в плане загруженности и оснащенности современной техникой сильно отстает. Как повлияют новые авиационные правила на аэропорт в Гюмри в плане активизации авиаперелетов ?

Откровенно говоря, при классификации проблем в сфере авиаперелетов сложилась бы следующая картина. Первые четыре горизонтали заняла бы гражданская авиация, затем компания «Армавиа», и только потом аэропорты. Иными словами, несмотря на негативное отношение к компании «Армавиа», основная проблема заключалась в политике в сфере гражданкой авиации, поскольку все функции были переданы одному органу (Главное управление гражданской авиации — ред.). К сожалению, в результате конфликта интересов тогда имели место неправильные толкования закона. При разработке концепции, мы учли тарифы услуг аэропортов Грузии, России и ряда государств ЕС. Конечно, стоимость услуг ереванского аэропорта на 20% дороже, но корень проблем, поверьте, не в этом. Нашей фундаментальной проблемой была не дороговизна услуг аэропорта, по той простой причине, что бизнес модель аэропорта «Звартноц» зиждилась на сдерживающую политику сферы гражданской авиации. Философия бизнес модели аэропорта быка такой — малые объемы и большая маржа. Эта модель изменится. Мы ведем переговоры с дирекцией аэропорта, представители которой были включены в разработку концепции «открытого неба». Вопрос обсуждается, и они готовы с увеличением объемов пассажироперевозок перейти к формуле бизнес модели — «большие объемы, малая маржа». Что касается аэропорта Гюмри, то после появления на армянском рынке новых авиакомпаний, бизнес сам решит, как и с каким аэропортом работать. Главное, что больше не будет необоснованного вмешательства в процесс принятия бизнес решений. Без сомнения в ближайшем будущем загруженность обеих аэропортов существенно возрастет.

Читайте также  Расследование по ценам на авиабилеты завершится в декабре

ИА REGNUM: В Армении придается важность функционированию национального авиаперевозчика со ссылкой на фактор безопасности исходя из специфики регионального расположения страны. Важность национального авиаперевозчика мотивируется неразрешенным нагорно-карабахским конфликтом. В случае если конфликт обострится, стране необходима национальная авиакомпания, которая будет работать в экстренных условиях. Понятно, что режим «открытого неба» затрудняет вопрос существования национальной авиакомпании, поскольку ей будет весьма трудно конкурировать на рынке с ведущими авиакомпаниями. В концепции «свободного неба» учтена ли проблема безопасности и как она решается ?

В разработке концепции перехода к режиму «свободного неба» вопросы, связанные с безопасностью, были разносторонне обсуждены. Международный опыт свидетельствует о том, что политика «свободного неба» не подразумевает наличие национального авиаперевозчика. Подавляющее большинство когда-либо основанных национальных авиакомпаний обанкротились. В конце концов, нет логической связи между безопасностью и национальным авиаперевозчиком. Тема часто муссируется, но она больше миф, чем реальность. Вопрос больше обсуждался на эмоциональной ноте, чем на основе профессиональных подходов. Скажу почему. Гражданская авиация — это перевозка людей, граждан. Не дай Бог, при обострении ситуации в зоне карабахского конфликта, нам необходимо быть там, а не думать о полете в Париж. В этом плане в дискурсе на тему национальной безопасности никогда не был уточнен вопрос, какую задачу должен здесь решать национальный авиаперевозчик. Когда мы говорим о гражданской авиации, перевозке людей, я не вижу здесь связи с национальной безопасностью. Повторюсь, при возникновении экстренных ситуаций мы нужны здесь, а не за рубежом. С другой стороны, опыт большинства национальных авиаперевозчиков свидетельствует о том, что рано или поздно они оказываются на краю банкротства. Как правило, государство для них создает тепличные условия, в результате чего национальные авиакомпании становятся очень ленивыми, неэффективными, неконкурентоспособными и оказываются на обочине рынка. Чего еще не хватало «Армавиа» для развития? Для нее были созданы весьма выгодные тепличные условия со стороны государства. Однако, компания развалилась.

ИА REGNUM: В свое время перед компанией «Армавиа» в обмен на тепличные условия была поставлена задача выхода на заокеанский рынок — США, где существует большая армянская диаспора. Есть ли расчеты по поводу открытия прямых рейсов в США, и предусматривается ли вопрос развития транзитного потенциала ереванского аэропорта ?

Об этом будет легче говорить, когда конкретные авиаперевозчики будут зарегистрированы на армянском рынке. Мы рассматриваем возможность открытия более 10 новых направлений полетов в Европу и столько же в Россию. Когда мы говорили с авиаперевозчиками, все они подчеркивали важность того, чтобы рынок был отрытым, прозрачным, управляемым и прогнозируемым. В противном случае они не смогут понять существующие риски и тем более управлять ими. В этом плане переход к режиму свободного неба необходимое, но не достаточное условие. Государство обязано сформировать открытую, свободную, прозрачную и справедливую бизнес среду, а также быть гарантом сохранения правил, чтобы рынок стал привлекательным для других авиаперевозчиков. Привлекательность еще не значит, что они начнут предоставить свои услуги и на армянском рынке, однако при отсутствии привлекательности этими услугами точно будет невозможно воспользоваться. В настоящее время идут также обсуждения о возможности осуществления прямых рейсов между Арменией и США.

ИА REGNUM: Есть гарантии, что удастся обеспечить равные условия и справедливость на рынке ?

Концепцией предусмотрено четкое разделение функций между разрабатывающим политику органом и ведомством, реализующим политику. Функции органа, отвечающего за разработку политики, должны быть несколько больше, чем ее реализатора. Реализатор политики — Главное управление гражданской авиации будет осуществлять только технический контроль над процедурами. Разработкой политики займется министерство экономики, а затем эти функции могут перейти к министерству транспорта и связи. В тоже время оно должно выполнять функции регулятора сферы в целях обеспечения свободных, справедливых и прозрачных условий конкуренции на рынке. Министерство экономики обладает также функцией выдачи лицензий местным авиаперевозчикам. Отныне выдача лицензий местным авиаперевозчикам не будет зависеть от воли конкретного человека. На основе сотрудничества частного и государственного секторов будет создан специальный совет. Любой гражданин Армении, желающий заниматься авиаперевозками, до подачи документов на лицензию должен составить бизнес план и представить его в совет. Только после одобрения бизнес плана ему будет выдана лицензия. Все возможности конфликта интересов минимизированы в этой концепции.

Читайте также  Из керосина вычтется

В целом концепция режима «свободного неба» обязательно сработает, поскольку она была разработана под эгидой и контролем президента и премьер-министра Армении Сержа Саргсяна и Тиграна Саркисяна. В разработке программы принял участие также Рубен Вартанян, что было хорошей моделью сотрудничества частного и государственного секторов. В министерстве экономики с участием представителей государственного, частного секторов и международных донорских организаций создана специальная рабочая группа по реализации положений концепции. В целях ее выполнения на основе сотрудничества частого сектора с государством будет создан специальный фонд на сумму $25 млн для того, чтобы сделать Армению более узнаваемой в мире: представить ее потенциал и существующие здесь возможности ведения бизнеса.

ИА REGNUM: Недавно на рынке появилась армянская (не национальная) авиакомпания «Air Aremnia». Она желает увеличить как парк своих самолетов, так и географию полетов. В условиях режима «свободного неба», как вы думаете, она способна будет конкурировать с крупными европейскими и российскими авиакомпаниями ?

Вопрос следует рассматривать под другим углом. Когда придается большее значение отдельным интересам, наносится урон общественному интересу и стране в целом. Я рассматриваю вопрос с точки зрения обеспечения общественного интереса. Насколько содействует обслуживанию общественного интереса наличие местной авиакомпании? Конечно, было бы очень хорошо иметь сильные и конкурентоспособные армянские авиакомпании. С другой стороны нет необходимости создавать подобные авиакомпании любой ценой, за счет общественного интереса. Мы уже два раза прошли через это. Желание иметь сильных и конкурентоспособных авиаперевозчиков — одно, но лишь конкуренция на рынке покажет насколько гибкими и сильными они могут быть. Здесь необходимо учитывать два важных фактора, которые до сих пор были упущены из виду. Мы имеем дело с жизнями людей. Любая авиакомпания должна обладать высокой квалификацией, чтобы не ставить под угрозу жизнь людей. С другой стороны, авиаперевозчик должен обладать соответствующими техническими и человеческими ресурсами для предоставления долгосрочных услуг. Мы не можем экспериментировать в этой сфере, чтобы каждый раз возникали местные авиакомпании, работали какой-то период, а затем объявили себя банкротом. Помимо угрозы жизни людей, подобные явления самым негативным образом влияют на рейтинг страны. Возможности для того, чтобы и местные авиакомпании работали с прибылью, в концепции режима свободного неба предоставляются, однако каждая авиакомпания должна сама определить свою бизнес модель. Очевидно, что при режиме свободного неба компания не может работать с двумя или тремя самолетами. Это сложный бизнес. Здесь необходимы существенные вложения и серьезный менеджмент.

ИА REGNUM: Последний вопрос. Армения решила вступить в Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии. Существуют ли прогнозы по поводу активизации этого направления авиаперелетов и привлечения новых компаний из авиационного рынка ТС ?

Тема очень интересна. Таможенный союз, как таковой, является институтом торговой политики. Режим свободного неба есть инструмент для ведения бизнеса. В этом плане он предоставляет возможность установления более прочных связей с другими точками мира с более выгодными тарифами, тем временем снижая расходы на экспорт. Это важно особенно для товаров с большой добавочной стоимостью, особенно в сфере высоких технологий. Мы имеем дело с диверсификацией направлений международной торговли и стимулированием экспорта. Указанную задачу режим свободного неба на деле решает в рамках Таможенного союза, гармонизируя с экспортной или импортной политикой ТС. То есть бизнес среда и торговый инструмент вкупе могут создать весьма благоприятные мультипликативные эффекты для нашей экономики. Помимо этого, так как Армения открыта для внешнего мира, значит, ее рынок открыт и для авиаперевозчиков стран-участниц Таможенного союза. Они могут пользоваться возможностями свободного неба, тем самым связывая их государства с Арменией и наоборот. Это важно также для армянских диаспор. Например, в случае России армянская община распространена по многим ее регионам. Наличие подобной географии компактного проживания армянской общины в России создает дополнительные возможности для региональных авиакомпаний по осуществлению прямых авиарейсов в Армению, тем самым упрочив связь наших общин с армянским государством. В заключение я бы хотел призвать авиаперевозчиков государств Таможенного союза воспользоваться возможностями рынка Армении и предоставлять здесь свои услуги.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян